3 ступени принятия

3 ступени принятия

Роман ГавриловПатанджали-статья Leave a Comment


Какие преграды стоят на пути принятия жизненных обстоятельств? Анализ мышления и механизмы взаимодействия ума с миром.


Йога сутры Патанджали 1.7

Пратйакшануманагамах праманани

Пратйакша — визуальное наблюдение, очевидность;
Анумана — вывод, умозаключение, размышление, дедукция;
Агама — традиционная точка зрения, идти со всеми рядом;
Прамана — доказательства, знания.

Аргументы ума состоят из 3 направлений: очевидность, размышления и опора на традицию.

Комментарий:

В прошлой статье мы обзорно рассмотрели 5 типов функций ума, каждая из которых уводит человека от реальности и погружает сознание в иллюзию. Теперь Патанджали Муни раскрывает смысл каждой функции в отдельности. Кроме того, у каждой функции есть два проявления: неприязнь и обесценивание.

Пратйакша

Пратйакша означает «визуальное восприятие«. Когда мы видим, слышим или чувствуем что-то — это и есть пратйакша. Это любое соприкосновение чувств с объектами. Данная опора для размышлений весьма иллюзорна. Например, мы можем познакомиться с человеком, который на первый взгляд кажется приятным и дружелюбным, но спустя время он или она могут проявиться с другой, менее приятной стороны. Это говорит о том, что мы не можем увидеть реальность, опираясь на чувства. Когда мы воспринимаем что-либо из этого мира, не стоит абсолютизировать эту ситуацию или человека. Подумайте про себя «Сейчас вот так, но я не знаю, что будет потом» Такая мантра поможет избежать опоры на временные обстоятельства жизни. Опирайтесь на настоящее, потому что это самое лучшее, что есть в Вашей жизни!

Существует визуальное восприятие двух видов: неприязнь и обесценивание. В состоянии неприязни человек старается убежать от того, что воспринимает. Например, мы смотрим на насилие или государственные перемены, но не можем ничего поделать. В таком случае в уме включается функция побега от реальности, и человек будет отгораживаться от реалий жизни. Правильное поведение в данном случае — это принятие и продолжение своей деятельности.
В другом случае, если нет сил или возможностей убежать от реальности, человек начинает обесценивать происходящее. Например, говорить что все в мире тленно и временно, но при этом все равно фокусироваться на проблеме. Разговоры о бренности мира имеют место, если человек, который говорит так, действительно так живёт. То бишь, его внутренняя жизнь полностью сфокусирована на духовном знании, и для него внешняя реальность не представляет большой ценности и важности. Если мы не чувствуем себя высоко духовным человеком, то нам стоит прилагать усилия в принятии и не сопротивлении реальности. Иначе все речи о временности — это попытка обесценить реальность, попытка уйти от принятия. А если мы не принимаем реальность, то со временем придут ещё большие страдания.

Не стоит убегать или обесценивать внешние обстоятельства жизни! Лучшее решение — это принятие и переживание чего бы там ни было.

Анумана

Анумана — размышление об обстоятельствах жизни, или «философствование». Это ещё один ловкий способ ухода от реальности. Часто, вместо принятия реальности, мы обьясняем себе, что в будущем будет лучше, и что есть приятное прошлое, которое может согреть сердце сейчас. Такое направление внутренней жизни не решает наши жизненные вопросы, а просто откладывает момент принятия.

Бывает 2 типа внутреннего адвоката. Первый тип срабатывает, когда мы сталкиваемся с неприятными событиями или людьми. Ум рассказывает нам, почему не нужно ввязываться в дела или общаться с теми или иными людьми. И в конечном итоге убеждает нас. В таких ситуациях стоит понять, что подобные размышления — это оправдывание своих страхов и комплексов. Если есть возможность встретиться со своими опасениями, при этом будучи подготовленным внутри, это всегда стоит делать.

Другой тип размышлений — это когда мы убеждаем себя в ненужности чего-либо или кого-либо в нашей жизни. Карма устроена таким образом, что у нас не может быть желаний или эмоций от тех вещей, которые не суждено иметь или прожить. То есть, мы не равнодушны к определённым вещам или людям. Значит, именно с этими жизненными обстоятельствами и отношениями связана наша жизнь. И мы в любом случае переживем эти обстоятельства и ситуации.

Перед тем как убеждать себя в ненужности чего-то, сначала примите и испытайте эмоции, а потом уже отрекайтесь.

Агама

Следование за толпой — это следующее препятствие на пути принятия жизни такой, какая она есть. Традиция во все времена была кнутом и пряником, которые мотивировали людей не думать о своих настоящих эмоциях и переживаниях. Несомненно, социальная жизнь — это важная составляющая жизни, если только она не превращается в шаблонное зомби-подобное мировоззрение. Нужно запомнить одну важную мантру по этому поводу: «Следует идти к людям тогда, когда Вам есть,что им дать!» Общество нужно для нашего самовыражения и служения человечеству, а не для побега от своих целей, идей и планов.

Первый вид социальной зависимости — это, как ни странно, социопатия. Корень социопатии заключается в том, что человек думает, что ему нечего дать людям, или же не понимает в какой форме служить обществу. Такое отсутствие инструментов социальной интеграции побуждают человека к отстранению от людей и самобичеванию. В таком случае стоит начинать взаимодействие с людьми маленькими шагами и на каждом шагу отслеживать реакцию общества. Как правило, такое поведение даёт нарастающую уверенность в себе и убирает страхи.

Второй тип социального побега от себя — это пренебрежение людьми. Когда человек мнит себя пупом земли. Такое поведение говорит о страхах услышать мнение о себе, поскольку когда люди скажут правду уже некуда больше будет спрятаться от принятия жизни.

Хорошо о социальности сказал Экзюпери: » Обращай внимание на мнение людей, как на прогноз погоды». Игнорировать мнение людей — это невежество, так же, как и убегать от него. Общество никогда глубоко не поймет Ваших целей и идей, но в нужный момент даст Вам сил, чтобы двигаться дальше.

3 ступени принятия:

1. Примите мир вокруг себя
2. Примите свои размышления
3. Примите мнение окружающих