Ум имеет две типовые реакции на любую ситуацию. Первая реакция — это неприязнь, а вторая — обесценивание.
Йога сутры Патанджали 1.5
Вриттайах панчатайайах клиштаклиштах
Вриттайах — реакций ума;
Панчатайайах — пять видов;
Клишта — болезненный, трудный, тяжелый;
Аклиштах — неболезненный.
5 видов реакций ума бывают болезненными и не болезненными.
Комментарий:
Мудрец Патанджали будет говорить здесь о том, что существует 5 видов шаблонов ума. Мы будем их описывать в следующей публикации. Каждый из 5 шаблонов ума имеет 2 формы реакции: неприязнь и обесценивание.
Неприязнь
Если объект, ситуация или человек не соответствует нашим представлениям или ожиданиям, ум запускает кампанию отрицания существования реальности. На эмоциональном плане отрицание происходит через ощущения неприязни и болезненности при контакте.
Реакция неприязни не имеет ничего общего с реальностью и трезвостью мышления. В реальности обстоятельства жизни всегда совершенны для нашего развития. Представления будущего всегда основаны на прошлом опыте, поэтому доверие предсказаниям ума — это полный абсурд. Как только реальность не будет совпадать с предсказаниями ума, сразу же возникнет неприязнь к происходящему.
Обесценивание
Существуют жизненные ситуации, когда представления ума и реальность таки совпадают. Например, когда человек что-то планирует и достигает поставленных целей. В таких жизненных ситуациях цель ума — обесценить реальность, чтобы снова начать планировать и представлять будущее или вспоминать прошлое.
Причина такого поведения ума заключается в его зависимости от времени. Чтобы ум работал, ему нужны прошлый опыт и возможность представить будущее.
Когда человек оказывается в ситуации, где нет свободы прогнозирования будущего (например, заключенный или смертельно больной человек) ум тот же час отключает свою утомительную деятельность и в сознании воцаряется спокойствие.
Клишта и аклишта дословно переводятся как «болезненное» и «неболезненное», что говорит об отсутствие комфорта в доверительных отношениях с материальным умом. Цель Йога-сутр Патанджали в том, чтобы устранить надоедливый шум от постоянной работы ума и погрузиться в более глубокие слои сознания. В рамках ума не удастся достичь состояния покоя, как бы ум нас ни убеждал в обратном.