Йога сутры Патанджали 1.45
Su̱ks̤hmavis̤ayatvam̤ cha̱lin̤gaparyavasa̱nam
Su̱ks̤hma — тонкий, нематериальный;
vis̤ayatvam̤ — тема, вопрос;
cha — и;
alin̤ga — без обозначений, без причины;
paryavasa̱nam — вывод, заключение.
В тонких (нематериальных) вопросах заключение делается без доказательств (причин, обоснований).
Комментарий:
Уровень развития выше, чем текущий, априори не может быть понят, поскольку человек еще не имеет подобного опыта. Именно поэтому Патанджали говорит, что принятие более высоких знаний и мировоззрения должны приниматься без доказательств.
Можно привести такой пример: девушка, которая не имеет детей не может понять опыт беременных и родивших женщин. Чтобы стать мамой, просто следует принять на веру, что этот опыт приносит глубокий жизненный опыт и внутренний покой. Невозможно доказать логикой, что быть мамой это интересно, полезно и мудро, как и невозможно доказать обратное.
Сбой разума
Разум не может предсказать будущий опыт и будущие обстоятельства, поскольку он ограничен памятью. Память диктует разуму, какие приоритеты продвигать сейчас. Опираясь на память, разум рассказывает о предстоящем будущем. Если посмотреть на этот процесс объективно, то становиться ясно, что разум создает ожидания от будущего времени. Поэтому именно разум является камнем преткновения на пути принятия реальности такой как она есть.
Следующий интересный эффект, связанный с работой разума — это ожидания. Если в прошлом Вы сделали шаг А и получили плоды Б, это вовсе не означает, что это повториться в будущем. Скорее все будет совсем иначе, чем Вы думаете. Прошлое не повторяется, потому что, с течением времени, меняются обстоятельства и микроклимат жизни. Делайте выводы из фактов, которые окружают Вас, а не из опыта прошлого. В таком случае ожидания постепенно будут рассеиваться.
Опора на себя
Самое ценное, что у Вас есть — это Вы сами. Для достижения внутреннего покоя и умиротворения, полностью хватает опоры на свои желания и мышление. В это трудно поверить, но Вам ничего больше не нужно для жизни. Можно спокойно быть счастливым без знаний, отношений, целей или денег, но как только уйдет уверенность в себе, жизнь тот час превратиться в ад.
Сутры Патанджали снова и снова подчеркивают важность самостоятельного мышления и следования своим желаниям. Тоже говориться в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам. Опора на себя — это основа саморазвития.
Завершенность мыслей
Слово сукшма указывает на процессы происходящие в сознании. То есть уверенность нужна прежде всего в сфере мышления и желаний, и только потом во внешних действиях.
Запомните, Вам никогда не нужно доказывать себе правильность или неверность Ваших суждений. Они всегда правильны и требуют от Вас действий. У каждого человека своя уникальная роль в обществе и она строится на индивидуальных желаниях. Если Вы не будете следовать своим устремлениям, то будете чувствовать себя бесполезным и серым.
Не нужно пытаться выделить конечную цель Ваших мыслей, перед тем, как начать ее выполнять. Скорее всего у Вас ничего не получится. Ведь полная картина становиться видна только тогда, когда она нарисована, а не после первых мазков.
Роман Гаврилов