Сомнения и решимость — это две стороны одного пути развития. В разных жизненных обстоятельствах мы применяем разные способы движения к цели.
Йога сутры Патанджали 1.44
Etayaiva savicha̱ra̱ nirvicha̱ra̱ cha su̱ks̤mavis̤aya̱ vya̱khya̱ta̱
Etaya — этим;
eva — действительно;
savicha̱ra — с сомнениями;
nirvicha̱ra — без сомнений;
cha — и;
su̱ks̤ma — тонкий, нематериальный;
vis̤aya̱ — тема, вопрос;
vya̱khya̱ta — объясненный, выясненный.
Тонкие (духовные) темы могут быть освещены через сомнения или их отсутствие (решительность).
Комментарий:
Существует 2 пути исследование своей природы и духовных поисков. Первый путь — это проверка и критика того, что приходит в жизнь. Таким образом человек приходит к Истине, через скрупулезный анализ и выискивание негативных сторон. Второй путь состоит в поисках жизнеутверждающий привычек и интегрирование их в собственную жизнь. Рассмотрим каждый из путей подробнее.
Савичара — путь сомнений
В современном обществе сложилось мнение, что критика и сомнение — это признак недоразвитости и закрытости от всего нового. Это ложная концепция, поскольку сомнения играют такую же важную роль в жизни, как и решительность. Сомнения искореняют подмены и шаблоны в сознании. Также сомнения выполняют роль санитаров сознания, поскольку удаляют ненужные, отжившие себя воспоминания.
Критика является полезной и созидательной, если она подкреплена знаниями и длительным опытом в сфере, которая подвергается сомнениям. Вся остальная критика является беспочвенной и выполняет функцию самоутверждения для болезненного эго людей. Иными словами доктора имеет право критиковать только доктор такой же или высшей квалификации, строителя имеет право критиковать строитель, политика — политик, психолога — психолог и так далее.
Путь сомнений несомненно выведет человека на путь духовного развития, потому что в конечном итоге, только созидание внутреннего ядра философии жизни имеет нужную стабильность, чтобы спокойно выстоять перед напором сомнений и аргументов. Поэтому даже самые упертые, прагматичные люди тают, когда видят людей, независимых от материального счастья.
Нирвичара — путь уверенности
Под уверенностью здесь следует понимать не эгоцентризм, а непоколебимая вера в свои жизненные ценности, которая основана за знании и опыте жизни. Сюда не в коем случае нельзя отнести животную защиту своих интересов, которая выстраивается из-за хронического инфантилизма и переноса ответственности за свою жизнь на других людей.
Вера в свои идеи дает силу к переменам и интенсивному развитию. Благодаря такой вере из жизни вытесняются негативные, мешающие привычки и характер человека очищается от ненужных примесей. Проявляется независимость от общественного мнения и предельная концентрация внимания.
Нужно оговориться, что нирвичара требует достаточно много благочестия и прошлых наработок, потому что поддержание веры требует колоссальных затрат энергии, а также огромный запас знаний и аналитики.
И путь уверенности, и путь сомнений одинаково хороши. Единственное минимальное необходимое условие для следования — это искренность, сильное желание совершенствоваться.