На пути к уверенности в себе и раскрытия своего духовного потенциала человек встречает 10 препятствий, которые нужно преодолеть.
Йога сутры Патанджали 1.30
Vya̱dhistya̱nasam̤shayaaprama̱da̱lasya̱viratibhra̱ntidarshana̱labdhabhu̱mikatva̱navasthitatva̱ni
chittaviks̤epa̱steantara̱ya̱h
Vya̱dhi — болезнь;
stya̱na — апатия, праздность, вялость;
sam̤shaya — нерешительность, сомнения, неопределенность;
prama̱da — небрежность, халатность, беспечность, невнимательность;
a̱lasya — простой, лень, сонливость;
avirati — недержание, невоздержанность;
bhra̱nti — блуждающий, растерянный, путающийся;
darshana — взгляд, видение, философия, мнение;
alabdha — недостижимый, не достигнутый;
bhu̱mika — место, степень;
anavasthitatva — неустойчивость, нестабильность;
chitta — сознание, мышление;
viks̤epa̱h — рассеяние, путаница;
te — они;
santara̱ya̱h — проходить через, пересекать.
Болезнь, вялость, нерешительность, небрежность, лень, невоздержанность, блуждающий разум, незаконченные дела, а также рассеянный ум — это препятствия, которые следует пересечь (на духовном пути).
Комментарий:
Эта и следующая сутра посвящены препятствиям на пути йоги, связи с духовной реальностью. Напомним, что восстанавливая свою связь с духовной реальностью, человек полностью раскрывает свой потенциал и обретает необычайную решимость и эффективность. Описанные в сутре препятствия в полной степени проходятся на пути поиска Истины, но также в меньшей степени они применимы к любой другой жизненной цели.
Мудрец Патанджали объясняя природу преодоления этих трудностей словом santara̱ya̱h, это слово часто применяется когда говорится о пересечении реки или гор. Человек проходит выше описанные препятствия, оставляя их за своей спиной. Эти препятствия являются закономерными и предсказуемыми, если человек развивается и прогрессирует на пути раскрытия своей духовной природы.
1. Vya̱dhi — болезнь
Болезнь оттягивает на себя внимание, которое можно было направить на достижение целей и духовный прогресс. Болезни — это опущенные в неосознанную психику эмоции. Когда эмоции не прожиты и не поняты, они на время уходят в подсознание, а потом приходят в более настойчивом виде в форме болезней.
Болезни делятся на 2 больших класса:
1. Кармические болезни — этот тип заболеваний никак нельзя предупредить или увидеть, можно только терпеливо их перенести и почувствовать свободу от давления прошлых поступков. Чаще всего к кармическим болезням относятся различные травмы и несчастные случаи, которые никак нельзя было предсказать будучи даже весьма квалифицированным психологом или астрологом.
2. Психосоматические болезни — заболевания вызванные осознанным или неосознанным отказом от проживания своих эмоций. В этом классе может быть масса различных недугов, которые берут свое начало из неискреннего, лицемерного поведения человека (прежде всего относительно своей жизни). Тут можно встретить практически все болезни, начиная с насморка и заканчивая раком и прочими тяжелыми болезнями.
Следует выработать 2 привычки касательно проживания болезней: терпение к неизбежным недугам и неотложность лечения психологических болезней. Хотя при разумном подходе к организации жизни и диете можно отсеять почти все психосоматические болезни. Если Вы хотите достичь большой решимости в жизни, следует изучать психологию возникновения заболеваний и предупреждать их развития на психологическом уровне.
2. Stya̱na — апатия, праздность, вялость
Следующее препятствие, которое суждено пройти духовному искателю — это вялость и апатия. Вялость приходит, когда человек много времени тратит на пустые, бесцельные дела. Бесцельно проживая жизнь человек чувствует внутри сильное чувство вины, за свое бездействие. Чувство вины побуждает либо изменить свою жизнь к лучшему, либо человек погружается еще больше в пассивность и апатию (как правило с помощью ухода от реальности).
Вялость и пассивность вызывает лишний вес и не только на физическом уровне. Человек постепенно теряет способность к быстрой адаптации и увядает решимость. Пассивность в жизни можно сравнить с медленным погружением в болото, со временем возможность и силы, чтобы выбраться уходят и человек все больше и больше погружается в фатализм.
Лучшим решением для преодоления вялости является ограничение ума от чрезмерного планирования будущего либо от аналитики прошлого и сосредоточение на текущих делах. В таком случае ум не сможет найти для себя пассивной зоны комфорта и Ваша жизнь всегда будет свежа и активна.
3. Sam̤shaya — нерешительность, сомнения, неопределенность
Если Вы не знаете точно, что хотите или какую цель поставить перед собой, тогда делайте хоть что-то, начните учить иностранный язык или вяжите крючком. Делайте то, в чем Вы испытываете меньше всего сомнений и тогда постепенно вырисуется план действий и к Вам придет уверенность в своих поступках.
Корень сомнений находится в страхе ошибиться и потратить свое время, а также энергию впустую. Помните, что не ошибаются только те, кто ничего не делает. Даже, если Вы узнаете свою миссию жизни, все равно Вас ждут множество ошибок и падений. Лучше всего уже сейчас начинать движение к своим целям и желаниям.
4. Prama̱da — небрежность, беспечность, невнимательность
Невнимательность говорит о неискренних мотивах. Если Вы небрежно и халатно подходите к делу, значит это не то что Вам дорого. Потому что в любимом деле важны прежде всего детали и мелочи. Именно внимание к деталям свидетельствуют о любви к деятельности.
Если занимаетесь чем-то — полюбите это дело или бросьте. Не заставляйте страдать себя и окружающих. Будьте искренним по отношению к себе и обществу и займитесь тем, что у Вас вызывает воодушевление.
5. Alasya — простой, лень, сонливость
Лень является плодом сильного давления на себя и идеализма. Ленивый человек хочет получить все сразу и задешево, поэтому выжидает удачно стечения обстоятельств для приложения минимальных усилий. Лень требует высокой выносливости перед чувством вины. Так почему же не направить эту силу воли в позитивное русло? Лень может быстро трансформироваться в активность, если человек поменяет внутри вектор своего внимание с оправданий на поиск возможностей.
6. Avirati — недержание, невоздержанность
Неумение вовремя остановить себя называется несдержанностью. Часто люди живут по инерции, не понимая почему в сознании царит сухость и бесцельность. У каждого действия, эмоции, цели есть предел, за которым деятельность превращается в механистичную и бессмысленную. Йог у следует чувствовать момент, когда нужно ставить отпускать прошлое, забывать старое и переключаться на новые цели и горизонты.
7. Bhra̱ntidarshana — блуждающий разум
Это явление, когда человек не может сформулировать свою философию жизни. Когда внутри нет четкого понимания своего уровня и мировоззрения, мир не может сформировать жизненные обстоятельства для самовыражения. Такой человек как будто живет в тумане, встречая неясные, непонятные жизненные знаки.
Всегда формируйте внутри себя четкую, ясную парадигму жизни. Также не стыдитесь и не переживайте, что Ваша философия жизни возможно отличается от социальных шаблонов. Лучше жить своими экстравагантными целями и желаниями, чем томится в сером плену стереотипов.
8. Alabdhabhu̱mika — незаконченные дела
Дословно Alabdhabhu̱mika переводится как не достигнутое место, то бишь человек идет куда-то, но так и де доходит до места назначения. В более прикладном русле данное понятие называется незаконченные дела. Незаконченные дела и не реализованные желания пребывают в сознании человека, незаметно скрадывая внутреннюю свободу. Из-за того, что внутри нет места для новых свершений, человек может хронически откладывать свои планы на будущее.
Найдите время, чтобы выписать для себя все незаконченные дела и нереализованные желания, которые занимают Ваше внутреннее пространство. Затем в меру своих сил начните освобождать пространство сознания, доделывая то, что было когда-то запланировано. Почему так важно доделывать дела? Потому что закон кармы невероятно педантичен. Пока Вы не рассчитаетесь со прошлыми желаниями, не получите ничего нового.
9. Anavasthitatva — неустойчивость, нестабильность
В деятельности должна быть стабильность и тогда придет вкус к ней и уверенность в себе. Поэтому не стоит брать высокую планку и обещать себе того, что Вы не сможете делать регулярно. В данном случае излишний оптимизм довольно неприятен, потому что он повлечет за собой разочарование в собственных силах и возможностях. Начинайте с малых оборотов и постепенно прибавляйте усилий, не утрачивая стабильности. Это и есть один из ключевых факторов уверенности в себе.
10. Chittaviks̤epa — рассеянный ум
Чаще всего рассеянность ума и чувств возникает из-за неправильного функционирования тела, когда нарушается баланс между 3 дошами. Из-за дисбаланса дош некоторые энергетические каналы в теле закрываются и восприятие мира теряет свою остроту. Часто рассеянность ума бывает от одурманивающих средств, виртуальных игр, чрезмерной сексуальной активности и подобных явлений. Функция ума и чувств — ясно передавать окружающую обстановку разуму и ни что не должно отвлекать ум от его работы.
Следует знать эти 10 препятствий, потому что все, кто хочет обрести уверенность в себе и решительность будет несомненно с ними пересекаться в жизни. Данные препятствия могут приходить проявляться по одиночке, несколько или все вместе, но Вас не должно это пугать. Следует разделять их и проходить их пункт за пунктом не рассеивая силы на жалость к себе или отчаяние.