Решения всегда принимается на основе прошлого опыта (сознательного или бессознательного). Воображение рисует нам картину мира, в связи с которой мы делаем выбор и продвигаемся по жизни.
Йога сутры Патанджали 1.9
Шабда гйананупати васту шунйо викалпах
Шабда — звук, мысль, слово;
Гйана — знание, понимание, видиние;
Анупати — следовать, идти за чем-то;
Васту — объект, вещь;
Шунйах — пустота, ноль;
Викалпа — выбор, воображение.
Понимание, основанное на нереальном объекте или ситуации, называется выбором (воображением).
Комментарий:
Каждая душа проживает в материальном мире миллионы и миллиарды лет, и по прошествии такого длительного периода времени в уме образовываются отшлифованные модели счастья, которые дорабатываются с течением следующих жизней. Но материальный мир, тело, обстоятельства жизни постоянно меняются, и каждый из нас пытается перестроить и подогнать свою модель счастья под текущие обстоятельства. Этот процесс подстраивания счастья никогда не заканчивается и доставляет некий внутренний дискомфорт. Мудрец Патанджали говорит, что желание выбирать и быть хозяином своей жизни — это еще одна функция ума, которую следует блокировать, чтобы пребывать в счастье и спокойствии.
Закон кармы устроен так, что текущая жизнь спланирована на 95% или даже больше. И когда в жизни происходят очередные очевидные или непредвиденные ситуации, ум пытается понять почему это все произошло, какие причинно-следственные связи повлияли на обстоятельсва жизни. Если происходит что-то приятное, то ум говорит: «Это мой выбор, я — гений!», а если что-то неприятное: «Я не выбирал этого, я — жертва ситуации!» В обоих случаях ум ошибается, потому что происходящее в теперешней жизни — это плоды множества прошлых жизней, желаний и поступков.
Несмотря на то, что нам в жизни часто приходится делать выбор и потом радоваться или страдать от него, не стоит думать, что это все большая ответственность настоящего. Все было решено давным давно, поэтому нам следует просто продолжать идти вперед по жизни и вести духовные поиски, а не гордиться или заниматься самобичевания за определенные слова или поступки.
Кто-то богатый и успешный может гордиться собой, и тем самым делать болезненней разлуку с жизнью и материальными обстоятельствами. Бедные и не успешные, в свою очередь, сомневаются в том, зачем вообще что-то делать и к чему-то стремиться, если мир их обидел неблагоприятными стартовыми обстоятельствами. И те, и другие обрекают себя на страдания от эго, потому что вскоре обстоятельства жизни поменяются, эго не сможет проявить гибкости, и в результате этого придут страдания.
Лучшая стратегия жизни — быть активным, но не нагружать себя внутри воображаемым миром, который должен проявиться в будущем. Мудрец Патанджали называет воображаемое будущее — «шунья» — пустотой, нолем. Это не то, куда должно быть потрачено ценное внимание. Цель внимания — это реальность, а не предвкушение будущего.
Воображаемое будущее создает непомерное психическое давление на личность. Это давление на себя является, в свою очередь, источником множества комплексов и страхов. Например, придумав события будущего, человек обрекает себя на страх того, что произойдет не так; на страх не соответствовать внутренним стандартам; на разочарование и серость жизни и т.д.
Что делать?
Ответ на этот вопрос кроется в первом стихе, в слове «ниродха» — предотвращение, лишение свободы, контроль. Если вы видите, что начинаете жить в воображаемом будущем, наблюдайте, как Ваш ум сам ограничивает свою свободу. В момент наблюдения Вы четко будете понимать, что Ваши мысли о будущем — это иллюзия. Ум будет остывать и начинать воспринимать окружающий мир, его цвета, запахи, формы, звуки и всю красоту текущего момента.
Спокойствие
Наши желания являются проводником нашей кармы. То, чего мы хотим сейчас — это путь в будущее, а в будущем будут свои желания и цели. Вместо того, чтобы фантазировать о будущем, следите за своими желаниями и следуйте за ними. В таком случае внутренне спокойствие и внешний успех не заставят себя ждать
Люби себя, занимайтесь собой