Бурные перемены

Роман ГавриловПатанджали-статья Leave a Comment

Йога сутры Патанджали 1.51

Tasya̱pi nirodhe sarvanirodhannirbi̱jah sama̱dhih

Tasya — того, что, эти (указание);
api — также, даже;
nirodha — контроль, сдержанность, разрушение, подавление;
sarva — все;
nirodha̱n — контроль, сдержанность, разрушение, подавление;
nirbi̱jah — без семени;
sama̱dhih — погружение, сосредоточение.

Контроль этих всех процессов разрушения [nirodha̱n] также позволяет достичь сосредоточения без семени [nirbi̱jah].

Комментарий:

В прошлом стихе был описан принцип чернильницы, когда новые впечатления разрушают старые, прошлые шаблоны жизни. Таким образом косвенно была представлена система разрушения прошлых самскар, а вместе с этим и устойчивой колеи жизни, при которой человек не развивался и оставался в состоянии застоя.

Бурные перемены

В этой шлоке продолжается мысль о разрушении стабильности и говорится о совершенное новой модели мышления — сосредоточении по принципу нирбиджа (без семени).

Под семенами имеется ввиду шаблоны поведения, спрятанные в подсознании человека и ждущие благоприятных обстоятельств для прорастания в событийный ряд жизни. Следственно существует особый вид концентрации в основе которого лежит не четкие желания или цели, а сам факт перемен в жизни. Этот вид сосредоточения назван нирбиджа (без семени).

2 подхода к развитию

Если говорит о картине развития человека в целом, то существует 2 подхода к развитию.

Первый тип развития рационален (с семенем) и говорит о том, что развитие строится на правильном подходе к делам и внешним жизненным ситуациям. За безопасность и понятность человек платит медленным продвижением по жизни и временами могут возникать застой или депрессия.

Второй тип (без семени) мы уже описали выше. Он заключается в непрерывных переменах и фокусировании внимания на замещении старого мировоззрения на новое, более совершенное. Руководствуясь этими стимулами, человек будет развиваться в разы быстрее и интенсивнее, но и плата высока — это полное отсутствие стабильности и постоянное регулирование видения мира, что довольно болезненно для эго.

Хотел бы добавить, что для второго способа развития нужны колоссальные объемы знаний. Большое количество знаний обеспечивают нужный запас прочности, чтобы человек не сломался под нагрузкой постоянных перемен. Также как огонь нужно контролировать, чтобы он не сжег все вокруг, также важно контролировать разрушение старых моделей жизни, чтобы жизнь не превратилась в хаос и бессмысленную кашу событий, людей, мыслей. Управление разрушением прошлого — это и есть та стабильная основа, которая нужна для сосредоточения на саморазвитии.

Итоги 1 главы

Этим стихом заканчивается первая глава Йога-сутр. Здесь мы поставим жирную точку в теме концентрации внимания и смене парадигм восприятия окружающего мира и себя. В этой главе много было сказано про внутреннее развитие и мы обязательно подведем итоги этой главы в отдельной статье.

А в следующей главе мы будем изучать эффективные модели внешней деятельности. Так что следите за новостями, будет еще много интересного!

Роман Гаврилов