Контроль ума: путь отречения

Контроль ума: путь отречения

Роман ГавриловПатанджали-статья Leave a Comment


Второй вид контроля ума заключается в прекращении использования ума и его шаблонов поведения как серьезной опоры в жизни


Йога сутры Патанджали 1.18

Вирамапратйайабхйасапурвах самскарашешанйах

Вирама — прекращение, остановка;
Пратйайа — использование, предположения;
Абхйаса — привычка, упорная практика;
Пурвах — предшествует;
Самскара — ментальные шаблон;
Шеша — остатки, пережитки;
Анйах — другой способ (контроля ума).

Другой способ контроля ума основывается на уничтожении всех ментальных шаблонов с помощью длительной практики прекращения использования ума.

Комментарий:

Материальный ум в любом случае никогда не сможет ощутить и понять духовную реальность. Максимум чего можно достичь в сотрудничестве с умом — это его полное содействие на пути самосовершенствования. Ум все равно окажется ненужным, когда человек будет черпать счастье и спокойствие из духовных сфер.

Ум никогда не сможет быть самостоятельным и он постоянно нуждается в опоре. Ум в любой момент времени опираться на одну из двух концепций: на разум и на самскары (шаблоны).

Опора на разум

Разум представляет собой различительную способность человека. На основе разума человек понимает и отличает, что полезно, а что нет, что перспективно, а что нет. Разум закладывает основы здравого смысла.

Опираясь на разум, ум черпает от него источники наслаждения. Допустим, разум полностью обосновывает пользу спорта и заботу о теле, в таком случает ум полюбит спорт и все что с ним связано. Ум будет получать искреннее удовольствие от того, что разум считает правильным. То во что погружен Ваш разум, со временем станет Вашей любовью и страстью!

Положительные стороны данного метода заключаются в ожидаемом результате и постоянном контроле жизни. Поскольку человек всегда контролирует свой разум, можно добиться того, чтобы уму нравились выбранные сферы жизни или образ поведения.

Негатив в том, что разум — глубина понимания жестко декларирована кармой (сценарием жизни). В настоящее время серьезное количество людей не пользуется своим разумом, поэтому данный метод для них практически закрыт. Кроме того разум все таки ограничен материальной концепцией мышления, поэтому он часто бесполезный в духовных вопросах, где главный инструмент — интуиция и доверие внутреннему голосу.

Опора на самскары

Самкара — это шаблон поведения, который активизируется, если человек попадает в подходящие жизненные обстоятельства. Думаю не стоит объяснять, что такое шаблонное поведение. Все и так переживали это на своем собственном опыте. Существует целая ветвь западной психологии, которая исследует родовые, социальные, интеллектуальные шаблоны поведения.

Если разум человека слаб или по каким-то причинам не активен, управление жизнью в свои руки берет прошлый жизненный опыт. Под прошлым опытом мы понимаем, не только детство, юность и молодость, но миллионы (если не больше) прошлых материальных воплощения сознания (души).

К плюсам можно отнести несомненно простоту и надежность этого метода. Не обязательно быть гением или вундеркиндом, чтобы просто играть понятные по наитию жизненные роли. Также приятно осознавать, что эти шаблоны никогда не закончатся, потому что в процессе проигрывания старых, образуются новые и свежие колеи для жизни.

Чтобы описать негатив данного метода, достаточно сказать одно слово Самсара, этим словом в Ведах описывается бесконечный цикл перерождений в материальной плоскости. Дело в том, что чем больше мы пользуемся подсознательными шаблонами, тем глубже прокатываются эти колеи поведения и в следующий раз уже будет намного сложнее поступить иначе, чем диктуют подсознание. В какой-то момент такой жизни человек скатится до уровня инстинктов и перестанет себя контролировать вовсе.


Несомненно из всех промежуточных путей к достижению освобождения от пут материи, самый эффективный — это развитие разума. Но также есть путь игнорирования ума и прохождение сквозь его к более глубоким уровням сознания, описанный в данном стихе. Данный метод является сложным и доступным далеко не всем. В следующем стихе мы обсудим какие условия нужны, чтобы следовать пути отречения от влияния ума.