Путь любви

Путь любви

Роман ГавриловПатанджали-статья Leave a Comment


Благодаря развитию любви к Богу, человек обретает все достояния других путей. Духовный рост имеет мало общего с религиозным развитием.


Йога сутры Патанджали 1.23

Ишварапранидханадва

Ишвара — Бог, Господь, Управитель;
Пранидханат — преданность, молитва, медитация;
Ва — или, также.

Или контролировать ум благодаря преданности Богу.

Комментарий:

Корень всех страданий — сосредоточение внимания на себе любимом. Чем больше человек думает о себе, тем больше испытывает беспокойств по поводу комфорта, спокойствия, удовлетворения, жизненных обстоятельств. Природа сознания (души) заключается в переносе внимания с себя на другие объекты. Это может быть человек, дело, мысли, действия, наблюдение и много других объектов. Когда человек вкладывает свое внимание во что-то вне него, он/она тот час освобождаются от бремени мыслей о себе, а следственно от всех страданий и боли связанной с собой.

Бхакти-йога

Полный перенос сознания с себя на другой объект называется любовь. Любовь подразумевает полное забвение себя как наслаждающегося и соответственно полное беспрецедентное блаженство. Парадоксально, что человек может обрести полное счастье только полностью забыв о себе, как о получателе наслаждений. Это и называется любовь (бхакти).

Высшим объектом для любви является Бог. Он является личностью, которой можно бесконечно полностью посвящать себя и достигать все более глубоких состояний счастья. Все остальные объекты для любви ограничены и Вы будете в определенный момент достигать границ, больше который объект не сможет больше принимать Ваше внимание и сосредоточение.

Хотя внешне бхакти-йога (наука о любви) кажется отчасти сентиментальной и легкой, но внутри она очень многогранна и комплекса. О ней писали огромные трактаты мудрецы прошлого, а цари уходили в горы на десятки лет чтобы постичь эту всеобъемлющую науку. Невероятно сложно перенести свое внимание с себя на внешние объекты, не говоря уже о Боге, который присутствует в этом мире в невероятно тонкой форме.

Предание себя Богу описано здесь словом пранадхана. Прана означает жизненный воздух и жизненные силы, прана — это по факту вся осознанная психика человека. Дхана — это отдача. Предание Богу подразумевает полный контроль над вниманием, который вдохновляется блаженством, когда человек переносит внимание от себя к Богу.

Религия или духовность

Религия — это общество людей с подобными интересами. Как и положено любому большому скоплению людей любая религия сильно обусловлена политикой, фанатизмом и отсутствием толерантности к людям вне общества.

Духовность — это сугубо индивидуальный путь ясному пониманию своей жизни и предназначению. Духовность не может и никогда не будет общественным достоянием, потому что у каждого человека свои неповторимые отношения с Богом и способы общения с Ним. На духовных людей может опираться общество, но общество при этом не станет духовным, потому что духовность кроется в личности каждого человека.

В настоящее время религия и духовность безвозвратно расслоились. Единственное, что религия сохранила духовного — это передача первоначальных знаний. Когда человек получил базовый багаж знаний, он неизбежно отдаляется от религиозного сообщества, дабы сформировать свою точку зрения и взгляд на мир. Если человек не отдаляется, это говорит о его корыстных (материальных) мотивах в рамках религиозного сообщества.

Любое общество, даже при условиях регулярных реформ, обременено догматизмом и инертностью в принятии нового. Поскольку духовная жизнь и духовные потребности людей крайне динамичны, никакое общество не сможет обеспечить соответствующую адаптивность к интересам людей. Поэтому в обществе остаются люди, которые готовы пожертвовать своей искренностью ради социальной защиты и опеки.

150 лет назад один духовный мудрец по имени Бхактивинод Тхакур предсказал, что в будущем живая духовная жизнь уйдет из религиозных обществ и поселиться в маленьких уютных компаниях (намахаттах). Только в уютных семьях или малочисленных обществах можно сохранить живую и динамичную атмосферу духовного роста. Тогда как большие религиозные комьюнити склонны «причесывать» людей под одну политически важную гребенку.

Религия представляет ценность для людей, которым для уверенности в себе нужно одобрение общества. Рядовой последователь любой религии — это человек, который как бы растет и формируется как личность, впитывая внимание и заботу общества. Но как только человек получает необходимое благочестие для самостоятельной жизни и собственной, искренней точки зрения — он выходит из лона общества и идет своим путем. Это немаловажное значение религий, которые мы не можем не учитывать и не уважать.